В линейке глобальных исторических стратегий от Paradox Interactive серии Hearts of Iron, известной у нас под названием «День Победы» всегда было отведено особое место. Игры этой серии всегда были особенно любимы народом. Еще бы! - не каждый день нам дают в руки возможность полностью переписать историю Второй мировой войны.
Соответственно эпохе экономика и мирная жизнь представлены здесь скорей условно, зато проработанность военной части – поражает. Игрок, взяв под свое начало одно из государств тогдашнего мира, выстраивает по своему усмотрению, армию, науку, производство и дипломатию.
Ну а когда заговорят пушки (игра начинается в 1936 году и весьма убедительно показывает, почему уже тогда это было неизбежно) руководит своими войсками на стратегическом уровне, стараясь привести их к победе, а свое государство – к мировому доминированию.
Вышедшая в августе прошлого года Hearts of Iron 3 («День Победы 3») стала еще одним шагом в непрекращающемся совершенствовании этой концепции. Появилось множество интересных переменных опций и нюансов, призванных лучше моделировать политическую жизнь государства вовлеченного в великую войну, а масштаб и детализация событий серьезно выросли.
Вместе с тем, третья часть, как это всегда бывает с новыми играми от «парадоксов», вышла очень сырой, а местами и откровенно недоработанной.
В ранних версиях постоянно случались обидные баги, дипломатия не работала, как следует, например, война с правительствами в изгнании могла продолжаться вечно, даже если игрок завоевывал весь мир. Игра также сильно тормозила после 1941, в бою искусственный интеллект был крайне беспомощен, а странный баланс вызывал нарекания.
Без вмешательства игрока японцы всегда проигрывали Сино-японскую (Китайско-японскую) войну, немцы беспомощно топтались на линии Мажино, пока в дело не вступали итальянцы, быстро захватывавшие Париж. При этом после капитуляции Франции территории отходили, конечно же, Германии.
СССР вообще никогда не предпринимал никаких агрессивных действий, кроме предусмотренных по историческим ивентам, что для страны принявшей столь деятельное участие в развязывании Второй мировой – более чем странно…
Такое множество недоработок и странностей огорчило и разочаровало ветеранов серии, и хотя патчи потихоньку латали недоработки и несуразности, мнение о том, что игра достигнет высокой планки качества заданной предыдущими частями только после первого аддона – преобладало.
Знатоки не ошиблись - Semper Fi (от латинского Semper Fidelis – «всегда верен», девиз морской пехоты США) это небольшой аддон практически не добавляющий в игру ничего нового. Но зато очень основательно перепахивающий баланс, улучшающий интерфейс и правящий всяческие баги и несуразности. Вроде бы принципиальных изменений немного – там подправили, тут подкрасили, здесь чуть-чуть добавили, однако в результате играть в «День победы 3» с установленным Semper Fi – намного интереснее и комфортнее.
В первую очередь стоит отметить изрядно поумневший искусственный интеллект. Даже хорошо подготовленная и спланированная война теперь не покажется вам легкой прогулкой.
Компьютерные оппоненты научились строить глубоко эшелонированную оборону и быстро локализовать десанты, а заодно, отучились от былой стратегической пассивности, когда лучшим средством обороны считался приказ «ни шагу назад» и целые армии гибли в котлах и окружениях, до последней капли крови защищая ничем не примечательный кусок земли.
Теперь таких глупостей от виртуальных противников не дождешься. Ну, вернее, случаются, конечно, но не чаще чем у реальных генералов. Воевать с таким, нарастившим зубы, искусственным интеллектом намного сложнее и интереснее.
Тем более, что улучшенный интерфейс очень повысил удобство игры. К примеру, цепочки командования, отображаются теперь на основном экране игры визуально. Это настолько удобно, и настолько упрощает работу с армиями и штабами, что, поиграв несколько часов, просто уже не понимаешь – как жил без этой фичи раньше.
В лучшую сторону в Semper Fi изменились также карты (появились новые фильтры, а старые доработаны) и возможности по настройке атоматически управляемых театров военных действий. С ними добавленная в третьей части возможность отдавать часть своих войск под контроль компьютерных генералов и лично заниматься войной только на интересных направлениях наконец-то обрела смысл.
Хотя старомодные люди, вроде меня, все-таки предпочтут ручное управление, доверяя виртуальным генералам только полицейскую работу на оккупированных территориях.
Несколько доработана дипломатия. Страшную глупость оригинала с неуничтожимыми «правительствами в изгнании» «парадоксы» исправили еще патчами, а аддон добавил, наконец, возможность разумного взаимодействия с союзниками. Теперь с союзными державами можно делится технологиями, и запрашивать их военную помощь в конкретных провинциях. Получив просьбу, союзник постарается защитить или захватить указанную территорию. Не бог весь что – но раньше этого очень не хватало.
в Semper Fi также появилось несколько новых возможностей. Как непринципиальных, вроде назначения выбранного корабля «гордостью флота» (+10% к получаемому опыту, но -2% национального единства в случае его гибели), так и весьма важных, вроде возможности стран «хозяев» основных альянсов (Британия, Германия, СССР) установить в начале игры 15 приоритетов определяющих победу.
Например, если вы за Германию не собираетесь воевать с Британией на ее территории – смело исключаем «контроль над Лондоном» из условий победы и ставим что-то более соответствующее вашим планам, «контроль над Москвой».
В общем Semper Fi очень основательно и позитивно преобразил «День Победы 3». Когда играешь в HoI 3 с этим дополнением, постоянно хочется воскликнуть что-то вроде: «Ну вот, совсем другое дело!» - и порадоваться тому, что огромный потенциал третьей части наконец-то реализован как следует.
Поставить игре оценку «отлично» мешает лишь то, что ничего принципиально нового в сравнении с оригинальной третьей частью это дополнение не содержит. И у игрока время от времени мелькает такое неприятное ощущение, что, по сути, он под видом аддона купил такой большой-большой патч, который всего лишь довел, наконец, игру до ума.
Оценка: 4\5